02:21 движущая сила исторической эволюции | |
Особенно свадьбы и похороны, как два ключевых человеческих обряда - праздник жизни и праздник смерти. В чём скрыта основная движущая сила исторического процесса? Собственно мало кто и пытается опровергать главный постулат современности – «Человек это всего лишь функция производственного процесса, цель которого бесконечное увеличение потребления материальный благ каждой единицей данного процесса». Казалось бы - цель человека от начала его происхождения - борьба за потребление, проще говоря, желание как можно больше съесть. Древний охотник старался добыть как можно больше дичи, крестьянин - вырастить зерна, пастух - развести скота. А вождь племени, шаман, колдун, старейшина и прочие элитные слои всегда стремились присвоить долю от этого себе. В финале этой борьбы образовывался аппарат отчуждения и присвоения - те государство в виде надсмотрщиков с палками, воинов в перьях, писцов со свитками и т. д. Примерно так, с разными оттенками теоретической сложности и остроты трактуется теория происхождения государства во всех современных учебниках до сих пор.Но современные этнографические, исторические, археологические и прочие исследования опровергают этот миф. Действительно, у всех древнейших коллективов были лидеры и вожди. Но неизменно наблюдалась такая закономерность: лидером кровнородственной общины становился наиболее хитрый опытный и ловкий добытчик. Но, что интересно, принося более всех добычи в общий племенной котёл, он, тем не менее, получал из него ни чуть не более чем все.Распределение благ в догосударственных обществах происходило не по принципу - кто больше внёс, а с учётом - кому больше надо, для выживания общины в целом. Допустим, большая доля могла выделяться женщинам и детям, чтобы в период голодовок не погибло потомство, а значит и будущее всего коллектива. То есть нормы потребления вовсе не были связаны с ролью в процессе добычи или с правящим статусом внутри племени.Это и есть подлинные принципы первобытного коммунизма, предшествовавшие классообразованию. Так охарактеризовал этот строй Карл Маркс. Принадлежать к правящей элите было в этой системе экономически не выгодно - лидер стремился более всех добыть, нёс больший груз ответственности, чем все, получая при этом норму продукта наравне со всеми.Тем не менее, претенденты на роль вождя в первобытном обществе никогда не переводились. Почему? Да потому, что в обмен лидер получал престиж, уважение и высокий моральный статус внутри коллектива (т. е. духовную власть). Как правило, это сопутствовало ещё с таким немаловажным добавлением, как повышенная благосклонность соплеменниц. И этот фактор полового отбора, наверняка, для мужчин племени, был гораздо большим мотивом в борьбе за власть, чем просто нормы повышенного потребления пищи. Значит, Маркс изначально отталкивался от неверных посылок в мотивах человеческой борьбы за власть: не потребление, а социальный статус - вот главная цель человеческой социальной активности.Но с переходом к производящему хозяйству (земледелию и скотоводству), с точки зрения марксизма, картина социальной жизни радикально меняется: образуется прибавочный продукт, вожди и лидеры племени начинают его себе присваивать, а это, в свою очередь, прямая дорога к классообразованию и эксплуатации.Однако, пристальное изучение структуры архаичных обществ опровергает и этот тезис. С переходом к земледелию и скотоводству внутри крупных социальные общностей - племён, начинают выделяться большие семьи - роды, кланы. Как правило, этот процесс идёт параллельно с вытеснением матриархата патриархатом. Во главе родов стоят патриархи - старейшины. Подчас это далеко не самые старые мужчины в семье. Как правило, место лидера определялось достаточно сложным подсчётом ранга в системе кровного родства. Но и здесь назвать старейшину эксплуататором нет возможности. Он выступает здесь всего лишь распределителем общесемейной собственности и никакой прибавочный продукт лично в свою пользу не присваивает.Куда же данный продукт девается? Между крупными семьями неизбежно возникает конкуренция за моральный статус внутри племени (главы семей составляют общий совет старейшин - наиболее уважаемых авторитетов), целью так же является получение более выгодных женихов и невест для своей семьи, общий престиж рода и его роль в проведении общеплеменных ритуалов и религиозных обрядов. Способом добиться этого были щедрые раздачи подарков соплеменникам и совместная организация ритуальных празднеств для всей общины во время общеплеменных культовых обрядов и церемоний. Проще говоря - наиболее уважается тот, кто больше потратит на торжества, раздаст в виде подарков другим семьям и не скупится на организацию общеплеменных культовых церемоний. Семьи напрягали все силы, чтобы не отстать в щедрости от других, и этим обеспечить опять же престиж и уважение, которое конвертируется в моральный статус внутри племени, то есть, опять же - в духовную власть.Опять мы наблюдаем ту же схему - власть экономически не выгодна, и средством её получения являются траты. Примерно та же модель борьбы за власть наблюдалась и в ранних античных полисах - там получение престижных общественных должностей, причем не оплачиваемых, достигалось путём затрат на увеселение сограждан - пиры и спортивные состязания.Где же эксплуатация соплеменников племенной верхушкой? Здесь ею и не пахнет. То, что отчуждалось от семей на «щедрость и престиж» возвращалось им же во время общих празднеств, поскольку потреблялось всеми. Именно по этому у тех народов, которые сохранили множество архаичных обычаев с такой помпой, масштабом и затратами проводятся праздники и торжества. Особенно свадьбы и похороны, как два ключевых человеческих обряда - праздник жизни и праздник смерти. Это есть своеобразное наследие «праздничной экономики» глубокой племенной и коммунистической древности. Таким образом, именно власть, а не собственность, является главным объектом человеческих вожделений издревле. Высокий статус, занимаемый в обществе окружающем его, гораздо привлекательнее для индивида, чем узкоматериальное благополучие. Вопрос - почему? Видимо, инстинкт власти непосредственно коррелируется с подсознательными движениями человеческой души - областью сексуального, и шире - с половым отбором. Власть - это самая сильная сексуальная магия, действующая на особей противоположного пола. Истоком и причиной исторической эволюции является борьба за социальное доминирование индивида (т. е. за власть), во всём многообразии форм которого эта борьба может проявляться. Власть же, в свою очередь, как некая «магическая» субстанция, способна к метаморфозам, проявляя себя в трёх возможных ипостасях - власти духовной, власти насилия и власти собственности. Экономическая модель культовой формацииДуховная власть - добровольное подчинение людей какой либо идее, обычаю или моральному авторитету. Возможна ли экономическая модель, базирующаяся на этих принципах. Стержень из власти держался на традиции, как правило, окружённой сакральным и мифическим ореолом. Какая же система экономических отношений может быть основана на добровольном подчинении личности коллективу и его обычаям? Не сложно догадаться - коммунистическая.В первобытном коммунизме Маркс видел прообраз будущего идеального общества. Для него он вывел главный принцип экономических взаимоотношений - «От каждого по способности, каждому по потребности». Это и есть экономический принцип духовной власти, поскольку соблюдаться он может только в тех коллективах, где каждый сознательно и добровольно может ограничивать свои индивидуальные потребности в пользу общества. А именно там, где индивид с энтузиазмом стремиться внести в общий котёл как можно больше для всех и взять как можно меньше лично для себя. Но только ли в догосударственных обществах соблюдались эти принципы? Существовали ли подобные объединения людей в рамках государств, а могут ли быть в наше время? Пробежав беглым взглядом, по истории известных нам цивилизаций, можно отметить, что общины, структура которых зиждилась на принципах коммунистического общежития существовали там всегда. Прежде всего, это монашество в тех религиях, где оно присутствует. Затем к этому же типу можно отнести сектантские общины разных культов, порою малые этносы внутри больших классовых и сословных обществ, философские или творческие коммуны новейшего времени или, наконец, политические подполья с разветвленной налаженной сетью. Зачастую в древних обществах понятие подполье и секта могли совпадать.Своеобразным прародителем всех этих замкнутых социумов с которого они заимствуют свою структуру является всё то же древнейшее племя - союз людей связанных кровным родством и духовной общностью во имя выживания и развития их коллектива. Естественно где-то может выступать более важным кровное родство, как в этносах, где-то общие идеи или культ, как в сектах или подпольях.Но самое интересное заключается в том, что древние племена вовсе не исчезли до конца, они и сейчас составляют основу любого из обществ. Просто племена превратились в современные семьи, распавшись на более мелкие социальные ячейки. Любая семья, имеющая потомство, является, в принципе подобной же микрокоммуной, миниатюрным племенем и кровно-родственной общиной. Ведь даже самое крупное объединение людей первобытности, какое-нибудь крупное мегаплемя являлось просто большой разросшейся семьёй.Духовная власть - подчинение авторитету родителей, а так же семейные обычаи, традиции и ритуалы (допустим празднование нового года), и культ предков (посещение могил умерших родственников), все эти рудиментарные проявления духовной власти присутствуют даже в современных маленьких семьях урбанистического ландшафта. Ведь даже в религиозных общинах - там где духовная власть проявляет себя наибольшим образом вся иерархия строится, как подражание кровно-родственной. Верующие называют себя братьями и сёстрами, а своих духовных лидеров - отцами, патриархами.Собственно упадок духовной власти жречества, с образованием классовых и сословных обществ идёт параллельно упадку семьи. Изначальные крупные племенные объединения с развитием современной цивилизации всё более дробятся на более мелкие родовые союзы - кланы, роды семьи, доходя почти до полного измельчания в рамках современной цивилизации - двое родителей и один ребёнок. Разрушение крупных родовых общностей приводит в упадок и духовную власть - она вырождается до рамок утилитарных развлечений и жреческую касту, которая становится всего лишь интеллектуальной обслугой других правящих слоёв.Возможно, с деградацией духовной власти в современном постиндустриальном обществе связан такой большой рост психических расстройств, стрессов, наркомании, алкоголизма и прочих перверсий, которыми страдает сейчас человечество. За десятки тысячелетий, которые правила человечеством жреческая каста она смогла свои инструменты духовной власти буквально вживить в сознание человека. Кризис жречества в последнюю эру привёл к кризису массового сознания. Потеря идейных ориентиров есть громадное насилие над человеческой психикой. Индивидуализм вообще не свойственен человеческому виду. Поэтому современная капиталистическая цивилизация, агрессивно навязывающая культ эгоизма и гедонизма жестоко травмирует сознание людей, разрушает архетипы коллективного бессознательного, что неизменно приводит к неосознанному стрессу, в состоянии которого живут массы людей в наше время, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мир современности безумен с точки зрения древнего человека абсолютно.Какие же экономические свойства и особенности присущи экономике древних племён, замкнутых коммун, монашеских общин и т.д. Определённо можно сказать, что подобный способ производства и обмена является наиболее экономичным и рациональным. Это принцип всё тех же «ножниц» прибавочного продукта - добровольный, а, следовательно, мотивированный и эффективный труд создаёт максимальный прибавочный продукт, при минимальном его общинном потреблении. Почему же потребление будет минимально?Да потому, что даже при отсутствии намеренно насаждаемого аскетизма в быту любых коммун отсутствует принцип престижного потребления. Статус и власть внутри подобной общности определяется не повышенными нормами потребления материальных благ. Поэтому автоматически отпадает необходимость в трате ресурсов на демонстрацию своего общественного статуса - не нужны не используемые жилые площади, дорогие машины, ювелирные изделия и прочие статусные игрушки престижного потребления, к которым стремится человек в других общественных системах. Любая коммуна, как более приспособляемый организм, всегда использует ресурсы более рационально и выживаемость её в суровых условиях выше, чем у других общественных систем. В гораздо большей степени она способна аккумулировать ресурсы на общие нужды.Можно возразить, что и при воинской формации происходит подобная аккумуляция труда и ресурсов - ножницы эксплуатации (максимальный труд, при минимальном потреблении). Да, но в условиях принуждения насилием приходится ещё содержать громадный штат надсмотрщиков и бюрократии, которые в значительной мере прожирают прибавочный продукт. Государственная машина - штука не дешевая. При коммунистическом же общежитии, когда подобный труд доброволен - необходимость в содержании этого громоздкого непроизводящего штата отпадает. И избыточный продукт может направляться на общее благо коллектива - образование, медицину, досуг и прочие общеполезные блага.Экономика коммунизма это экономика счастья. Традиция аскетизма и умеренности существовавшая всегда внутри жреческих (монашеских и культовых общин) так же производная от опыта коммунистического общежития. Чем скромнее образ жизни каждого члена коллектива, тем больше возможности в накоплении благ общностью в целом. Монашеский образ жизни - общие трапезы, проживание не в отдельных домах, а кельях это отражение экономической целесообразности.На основании вышесказанного можно вывести принцип коммунистического общежития - чем выше элемент коммунизации быта любой общины, тем дешевле ей обходится содержание каждого отдельного её члена. Суть коммунизма - интенсификация коллективного производства, при минимализации индивидуального потребления. В отличие от экономики формации собственников - капитализма, которая стремится всегда к экспансии и безграничному росту, для коммун основанных на духовной власти характерна экономика равновесия. Достигая определённого баланса с ландшафтом и окружающей средой, она замирает и может так существовать века без существенных трансформаций. Пример тому - история многих изолированных племён или храмовых общин, монастырей. Они поддерживали свою микросоциальную среду порою веками. Накапливая при этом значительные культурные, а в случае с монастырями и научные достижения.В условиях глобальных проблем современной цивилизации - экологических, экономических, демографических - тип экономики замкнутых коммун представляется способом решения этих проблем. Только они могут обеспечить такую форму существования человеческой цивилизации, когда она достигнет баланса с окружающей средой, а не будет её разрушать. Человечество неизбежно в финале вынуждено будет прибегнуть к подобной форме самоорганизации. Главное, что бы это случилось до, а не уже после грандиозных катастроф и катаклизмов, под воздействием общего разума человечества, а не в нуждах выживания. Критики могут возразить, что подобная система застойна и не способна к динамичному развитию.Но вряд ли эту формацию можно считать застойной, просто развитие в ней представлено несколько в ином ключе. Ведь именно в храмовых и монастырских общинах в течение веков сохранялись знания, делались научные открытия, причём в фундаментальных сферах - химии, физике, астрономии, медицине. Открытия, сделанные древними жрецами Шумера, Египта, Китая лежат в основе прогресса человечества. Наука, оторванная от необходимости её обязательного утилитарного применения и взятая за самоценность, может достичь небывалых теоретических высот. А главное жреческой касте никогда бы и в голову не пришло употреблять высокие знания и гениальные достижения человеческого ума, для массовых убийств - то, к чему всегда стремится каста воинов (отравляющие газы и смертоносные бактерии, механические чудовища и ядерное пламя, способное уничтожать города), появление всего этого разнообразия. Следствие утилитарного применения науки кастой воинов.В заключение следует отметить, что у столь совершенной социальной модели, которая создаёт жреческая каста имеется один существенный недостаток - она не может распространяться на всех людей. И в этом одно из главнейших открытий теории кастового коммунизма. Коммунизм, как тип общества не для всех, по определению.Данная система действует только тогда, когда сильна духовная власть, скрепляющая общины те энтузиазм и добровольное желание трудиться на общее благо. Когда моральный фактор пропадает или угасает - система рушится. Возникает вопрос - куда девать людей, которые добровольно не захотят подчиняться общим правилам, а такие будут всегда. Наказывать и принуждать их нельзя поскольку это полностью изменит суть общества - духовная власть автоматически испарится.Их можно, только как в племенной древности - куда-то изгнать, в данном случае в другие системы, где действуют иные правила и другие формы власти. Таким образом, установление всемирного коммунизма неизбежно приведёт к возникновению кастового общества, где главенствовать будут жреческие общины, те же кто не вписываются в них будут проживать в отдельных разграниченных социумах с иными правилами. Победа идей абсолютного равенства, диалектически приведёт к обществу тотального разграничения и неравенства, где каждая каста будет жить своей раздельной духовной социальной и экономической жизнью под контролем жречества.Хорошо это или плохо - вопрос философский. Карл Маркс был прав - коммунизм действительно неизбежно наступит на всей земле. Но только представлять собой он будет не лучезарную идиллию, а кастовый строй - необходимость для общего выживания человечества. Максим Журкин полностью здесь http://arcto.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1528
| |
|
Всего комментариев: 0 | |